В оперном театре и на концертах партнерами певицы были выдающиеся музыканты — золотая плеяда певцов второй половины XX века, в числе которых: Дж. Сазерленд, М. Кабалье, Р. Скотто, М. Френи, Ф. Барбьери, Ш. Веррет, К. Бергонци, А. Краус, П. Доминго, Л. Паваротти, Х. Каррерас, П. Каппуччилли, Р. Брузон, Х. Понс, Л. Нуччи, Н. Гяуров, Р. Раймонди, российские певцы — Г. Вишневская, Т. Милашкина, Б. Руденко, М. Касрашвили, П. Лисициан, А. Огнивцев, З. Анджапаридзе, А. Ведерников, В. Атлантов, Ю. Мазурок, Е. Нестеренко, З. Соткилава, С. Лейферкус, В. Чернов, Д. Хворостовский, А. Нетребко;
дирижеры — Е. Светланов, Б. Хайкин, А. Жюрайтис, Ю. Темирканов, Г. Рождественский, В. Федосеев, В. Минин, Н. Некрасов, В. Спиваков, М. Плетнев, В. Гергиев, Г. фон Караян, К. Аббадо, Дж. Левайн, Л. Маазель, К. Клайбер, Д. Баренбойм, Р. Мути, Р. Шайи, Дж. Гавадзени, К. М. Джулини, Дж. Синополи, Дж. Патане, Ж. Претр.
Вся артистическая деятельность певицы — это стремительный и триумфальный путь к вершинам мастерства и международного признания. Выдающимися событиями признаны выступления Елены Образцовой в крупнейших театрах и концертных залах мира, включая миланский «Ла Скала», нью-йоркскую «Метрополитен-Опера», лондонский «Ковент Гарден», Венскую Государственную оперу. Уникальное артистическое дарование и творческая самоотдача определили исполнительские достижения певицы, снискали ей широкую известность и любовь слушателей во всем мире.
Елена Васильевна Образцова родилась в Ленинграде 7.07.1939 г. В 1964 г. она окончила Ленинградскую Государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс профессора А. Григорьевой, оперный класс А. Киреева). Еще студенткой в декабре 1963 г. дебютировала в Большом театре в партии Марины Мнишек в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». В мае 1964 г., минуя стажерскую группу, была принята в оперную труппу Большого театра. Начало творческого пути Елены Образцовой отмечено рядом блистательных побед на Всесоюзном и международных вокальных конкурсах: Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки (1962), имени М. И. Глинки (1962) и имени П. И. Чайковского в Москве (1970), Ф. Виньяса в Барселоне (1970).
В Большом театре Образцовой исполнены
ведущие партии меццо-сопрано в классическом русском и зарубежном репертуаре, в операх композиторов XX века, создана галерея сценических образов, ставших живой классикой современной оперной сцены. Среди них: Марина Мнишек («Борис Годунов»), Любаша («Царская невеста»), Марфа («Хованщина»), Графиня («Пиковая дама»), Кончаковна («Князь Игорь»), Элен Безухова («Война и мир»), Фрося Котко («Семен Котко»), Амнерис («Аида»), Азучена («Трубадур»), Кармен («Кармен»), Эболи («Дон Карлос»), Ульрика («Бал-маскарад»), Сантуцца («Сельская честь») и др. В 1986 г. она дебютировала как режиссер, поставив на сцене Большого театра оперу Ж. Массне «Вертер».
Е. Образцовой записано более 50 дисков на крупнейших студиях грамзаписи со знаменитыми дирижерами, среди которых — Г. фон Караян, К. Аббадо, Р. Мути, Ж. Претр, Д. Левайн, Л. Маазель, К.-М. Джулини, Д. Баренбойм, Р. Шайи, В. Гергиев. В последние годы вышли записи с концертов и спектаклей с участием Е. Образцовой, среди которых особое место занимают юбилейные спектакли 200-летия театра «Ла Скала». Тогда певица была удостоена приза «Золотой Верди» за выдающееся исполнение музыки великого итальянского композитора. В 2010 г. дискография Е. Образцовой пополнилась записанной на фирме Decca Classics оперой У. Джордано «Андре Шенье» в ансамбле с А. Бочелли и В. Урманой (дир. М. Армолиато).
Елена Образцова снялась в нескольких музыкальных фильмах («Моя Кармен» (приз XIV фестиваля телевизионных фильмов в Праге, 1978), «И образ мой предстанет тебе», «Поет Елена Образцова», «Веселая вдова», «Выше, чем любовь» и др.). Выдающейся работой певицы в кино стала роль Сантуццы в фильме Ф. Дзеффирелли «Сельская честь» (1981), поставленного на основе спектакля театра «Ла Скала», где ее партнерами выступили П. Доминго, Ф. Барбьери, Р. Брузон.
В 1999 г. состоялся дебют Е. Образцовой на драматической сцене («Антонио фон Эльба» А. Майнарди). В 2012 г. Е. Образцова дебютировала в спектакле «Реквием по Радамесу» А. Николаи, поставленном в Московском театре Сатиры. В ансамбле с О. Аросевой и В. Васильевой в сезоне 2012−2013гг. сыгранно около 30 спектаклей.
Наряду с интенсивной исполнительской деятельностью Елена Образцова всегда много сил отдавала педагогической работе. С 1973 по 1994гг. она преподала в Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Елена Васильевна также являлась профессором Токийской музыкальной академии «Мусашино», профессором кафедры сольного пения Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. Герцена. Е. Образцова проводила мастер-классы в Европе, Японии, в Санкт-Петербурге и Москве, являлась председателем жюри ряда европейских Международных конкурсов вокалистов. В 2011 г. Е. Образцова возглавила жюри XIV Международного конкурса им. П. И. Чайковского. С 1996 г. в Петербурге действует созданный Е. Образцовой Культурный центр, с 1999 г. — регулярно проводится Международный конкурс молодых оперных певцов.
В 2006 г. ко «взрослому» конкурсу добавился конкурс для детей и юношества.
В 2007—2008 гг. в качестве художественного руководителя Е. Образцова возглавляла оперную труппу Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского — Михайловский театр. Год, который отдала певица работе в театре, стал поворотным в судьбе труппы. В сотрудничестве с итальянскими постановочными группами были выпущены две премьеры: оперы «Сельская честь» П. Масканьи (в постановке Л. Кавани) и «Любовный напиток» Г. Доницетти (в постановке Ф. Сперволи), имевшие большой зрительский успех.
В декабре 2011 г. певицей учрежден Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». Основная цель Фонда — образовательные и просветительские проекты.
За выдающиеся заслуги в развитии искусства Елена Образцова удостоена высших государственных наград СССР и России. Творческая и просветительская деятельность певицы высоко оценены правительствами и общественными организациями многих стран мира.